НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ

имени А.В. Анохина

Этнография

Залы № 215–217 «Алтайская этнография».

Коренным населением Республики Алтай являются алтайцы (теленгиты, тубалары, челканцы, кумандинцы). Уникальна их традиционная материальная и духовная культура, которая представлена в двух залах. Площадь залов более 330,00 кв. м. Экспозиция начинается с показа этнографических карт ХIХ–ХХ веков, планшетов, дающих этнографическую характеристику коренного населения Алтая.

Центральным экспонатом экспозиции является алтайский шестиугольный срубный аил (уменьшенный размер) с внутренним убранством, в котором предметы размещены с соблюдением деления жилища на женскую и мужскую половины. На потолке над аилом размещен алтайский календарь двенадцатилетнего животного цикла. Календарь диаметром 5 м, выполнен в технике резьбы по дереву.

Традиционные тамги–знаки сеоков, рассказывают об институте рода, который пережил все социально-экономические формации и занял свое место в современной культуре алтайцев. Предметы, связанные со скотоводством, охотой, земледелием дают представление о традиционном хозяйственном укладе. Своеобразие культуры народов Алтая характеризует комплекс традиционной одежды алтайцев, кумандинцев, телеутов. Поясные, накосные украшения девушек и замужних женщин являются яркой частью экспозиции.

Уникальная коллекция культовых предметов: шаманских бубнов и одежды, изображения духов-предков шаманов, хранителей домашнего очага представляет раздел, посвященный традиционной религии «кам янг» – шаманизму, который до начала XX века был распространен на всей территории Алтая. Редкие фотографии 20-х гг. XX столетия запечатлели элементы шаманских мистерий.

В 1904 году на Алтае зародилось религиозное движение «ак янг» – (Белая вера). Русские миссионеры и первые исследователи этого движения называли его бурханизмом по имени наиболее важного божества приверженцев новой веры Буркан. Главными фигурами в распространении новой веры «ак янг» становятся её проповедники – ярлыкчи. Они отказались от камлания с бубном, от кровавого жертвоприношения, стали носить белую одежду, гребневидную шапку. В экспозиции показаны одежда ярлыкчи, ритуальные вещи: модель зыбки, ритуальные стрелы, также светильники, колокольчики, заимствованные из буддизма.

Важной составляющей духовной культуры алтайцев является героический эпос – эпический жанр фольклора. Уникальная память сказителя А. Г. Калкина (1925–1998) сохранила эпические тексты, по которым был реконструирован древнейший пласт алтайской культуры. В экспозиции представлены личные вещи сказителя. Привлекает внимание войлочный ковер ручной работы со стилизованными мотивами героического эпоса, размером 4,5 м х 5,0 м. При изготовлении ковра использована шерсть местных овец, натуральных оттенков, без краски.

Изучение, сохранение и популяризация традиционной народной культуры является приоритетным направлением политики в области культуры. С этой целью в Республике Алтай проводятся, ставшие традиционными праздники: Межрегиональный праздник алтайского народа «Эл-Ойын», Межрегиональный фестиваль русского народного творчества «Родники Алтая», праздники коренных малочисленных народов «Jурук Байрам», казахского народа «Наурыз».

 

Экспозиционеры: Кыдыева В. Я., старший научный сотрудник отдела истории, к.и.н.,
Еркинова Р. М., заместитель директора по основным видам деятельности, кандидат искусствоведения.

 

Зал № 218 «Традиционная культура русского населения Горного Алтая».

Проникновение русских из Восточной Европы за Урал началось с конца XVI в. По мере расширения территории Российского государства усилился миграционный поток. Русские переселились в Сибирь, образовав особую группу народа — сибиряков, приобретая в силу проживания в условиях горной страны и постоянного общения с коренными народами практически во всех сферах хозяйственной, общественной и семейной жизни некоторые специфические черты.

История заселения Горного Алтая русскими теснейшим образом связана с историей эсхатологических воззрений старообрядчества. Трагедия церковного раскола дискредитировала идею православной государственности в глазах значительной части населения России XVII–XVIII вв. и одновременно актуализировала поиск религиозной истины и высшей правды в общественных устоях. Раскол в равной мере стимулировал поиск «страны истинной веры» – места, где мечты и предвидения справедливых общественных устоев могут стать явью.

В экспозиции размещены материалы, отражающие традиционную материальную и духовную культуру старожильческого и переселенческого русского населения. Освещается история поэтапного заселения, вольная и правительственная колонизация, характеризуются различные этно-территориальные, диалектные, конфессиональные особенности русского населения, включившие в свой состав украинцев, белорусов, представителей финно-угорских и других народов.

Процесс формирования сельского населения, его хозяйственного занятия, бытовых особенностей, сумевшего в сложных природно-климатических условиях обустроить свой быт, раскрывается через реконструкцию крестьянской избы с окнами с наличниками и ставнями, с печью, с красным углом с иконостасом – «божницей» и т.д. Посетитель может познакомиться с внутренним убранством, надворными строениями, колодцем. В интерьере предметы размещены согласно с установившимися традициями.


В витринах экспонируются предметы бондарного производства, скорняжного дела, кузнечного ремесла, инструменты для обработки льна и конопли для изготовления домотканой материи, берестяная и деревянная утварь. Полно показана традиционная мужская и женская одежда, дополненная уникальной коллекцией тканых поясов с геометрическим орнаментом. Экономическое развитие и товарно-денежные отношения раскрывают денежные знаки XVIII – начала XX вв.

Отдельный раздел экспозиции рассказывает о православии в Горном Алтае. Старообрядчество, история Алтайской духовной миссии, деятельность Русской православной церкви показаны, в том числе, подборкой старопечатных книг, уникальных культовых предметов – икон, нательных и напрестольных крестов.

Экспозиционеры: ст. научный сотрудник отдела фондов Киреев С. М.,
главный хранитель Кучияк Г. Н., хранитель Аргокова А. А.
Дизайн экспозиции: Бучнев Е. В., Савицкая С. С.