Коллекция китайского и западноевропейского фарфора
Начало формирования музейной коллекции фарфора относится к 1930-м гг., когда Ойротскому областному краеведческому музею во время национализации купеческого имущества были переданы вазы и блюда китайского производства. В результате торговых операций они были привезены из Китая на Алтай бийскими купцами в конце ХIХ–начале ХХ вв.
Родиной фарфора считается Китай, где его производством занимались в VII–VIII вв. Фарфор получают путем обжига, смешанных в определенной пропорции белой глины (каолина), полевого шпата и других компонентов. Секрет получения фарфора, самого благородного керамического материала, китайцы держали в строгой тайне.
«Китайский секрет» европейцы раскрыли в начале ХVIII века, когда в немецком замке Альбрехтсбург (г. Мейсен) И. Ф. Беттгер получил первые образцы долгожданного фарфора. До настоящего времени изделия Мейсенской мануфактуры пользуются мировой славой.
В истории мануфактуры было много выдающихся художников. Один из них – скульптор И. И. Кендлер. По его моделям выпускались знаменитые мейсенские статуэтки, жанровые и аллегорические композиции, изображения птиц. Популярность их настолько была велика, что даже после смерти Кендлера завод повторял повторять его скульптуры.
В России фарфор начали производить в первой половине ХIХ века. Изобретателем русского фарфора был русский ученый Д. И. Виноградов. Первая мануфактура «Императорский фарфоровый завод» была основана в 1844 г. в г. Санкт-Петербург. В 1866 г. был основан частный завод купца Гарднера. Скульптура, чайная и столовая посуда, декоративные вазы привлекали внимание оригинальными формами и красивой росписью. Продукция фарфоровых заводов «Товарищества М. С. Кузнецова», Попова, А. М. Миклашевского в ХIХ–ХХ вв. была известна повсеместно и пользовалась популярностью у разных слоев населения Российской империи.
В 1988 г. коллекционером Валентиной Алексеевной Ивановой, уроженкой Горного Алтая, в дар музею были переданы 38 предметов, из которых 17 – русского производства, 21 – работы западноевропейских мануфактур. Большинство из них исполнено во второй половине ХIХ–первой половине ХХ вв. и только несколько образцов относятся к началу ХIХ века.
Подавляющее большинство составляют вазы, кашпо, блюда. Кроме того, в состав коллекции входят чашки, подставки для них, чайники, мелкая пластика и прочее.
Предметы демонстрируют разнообразие техники декора: роспись кобальтом, сочетание в росписи кобальта и подглазурной коричневой краски, надглазурная полихромная роспись и т.д. Основная часть фарфора – это фарфор с полихромной росписью. Мотивы росписи разнообразны. Это – пейзажи животные, птицы, цветы, насекомые. Популярны символико-благопожелательные изображения, сюжетные мотивы.
63 предмета из коллекции китайского и западноевропейского фарфора: китайские вазы, кашпо, копия известной композиции И. И. Кендлера «Няня с двумя детьми» (середина ХIХ в.)», вазы, блюда, скульптуры фабрик Плауе (Тюрингия) и Потшапель (Саксония), представлены в экспозиции «Искусство фарфора».
Литература: Западноевропейский и русский фарфор XIX – XX вв.
Каталог. – Горно-Алтайск, 2000. – 42 с.
http://musey-anohina.ru/index.php?option=com_k2&view=item&layout=item&id=166&Itemid=656&lang=ru#sigProId22c1ea768a