НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

имени А.В. Анохина

Коллекция китайского и западноевропейского фарфора

Начало формирования музейной коллекции фарфора относится к 1930-м гг., когда Ойротскому областному краеведческому музею во время национализации купеческого имущества были переданы вазы и блюда китайского производства. В результате торговых операций они были привезены из Китая на Алтай бийскими купцами в конце ХIХ–начале ХХ вв.

Родиной фарфора считается Китай, где его производством занимались в VII–VIII вв. Фарфор получают путем обжига, смешанных в определенной пропорции белой глины (каолина), полевого шпата и других компонентов. Секрет получения фарфора, самого благородного керамического материала, китайцы держали в строгой тайне.

«Китайский секрет» европейцы раскрыли в начале ХVIII века, когда в немецком замке Альбрехтсбург (г. Мейсен) И. Ф. Беттгер получил первые образцы долгожданного фарфора. До настоящего времени изделия Мейсенской мануфактуры пользуются мировой славой.

В истории мануфактуры было много выдающихся художников. Один из них – скульптор И. И. Кендлер. По его моделям выпускались знаменитые мейсенские статуэтки, жанровые и аллегорические композиции, изображения птиц. Популярность их настолько была велика, что даже после смерти Кендлера завод повторял повторять его скульптуры.

В России фарфор начали производить в первой половине ХIХ века. Изобретателем русского фарфора был русский ученый Д. И. Виноградов. Первая мануфактура «Императорский фарфоровый завод» была основана в 1844 г. в г. Санкт-Петербург. В 1866 г. был основан частный завод купца Гарднера. Скульптура, чайная и столовая посуда, декоративные вазы привлекали внимание оригинальными формами и красивой росписью. Продукция фарфоровых заводов «Товарищества М. С. Кузнецова», Попова, А. М. Миклашевского в ХIХ–ХХ вв. была известна повсеместно и пользовалась популярностью у разных слоев населения Российской империи.

В 1988 г. коллекционером Валентиной Алексеевной Ивановой, уроженкой Горного Алтая, в дар музею были переданы 38 предметов, из которых 17 – русского производства, 21 – работы западноевропейских мануфактур. Большинство из них исполнено во второй половине ХIХ–первой половине ХХ вв. и только несколько образцов относятся к началу ХIХ века.

Подавляющее большинство составляют вазы, кашпо, блюда. Кроме того, в состав коллекции входят чашки, подставки для них, чайники, мелкая пластика и прочее.

Предметы демонстрируют разнообразие техники декора: роспись кобальтом, сочетание в росписи кобальта и подглазурной коричневой краски, надглазурная полихромная роспись и т.д. Основная часть фарфора – это фарфор с полихромной росписью. Мотивы росписи разнообразны. Это – пейзажи животные, птицы, цветы, насекомые. Популярны символико-благопожелательные изображения, сюжетные мотивы.

63 предмета из коллекции китайского и западноевропейского фарфора: китайские вазы, кашпо, копия известной композиции И. И. Кендлера «Няня с двумя детьми» (середина ХIХ в.)», вазы, блюда, скульптуры фабрик Плауе (Тюрингия) и Потшапель (Саксония), представлены в экспозиции «Искусство фарфора».

Литература: Западноевропейский и русский фарфор XIX – XX вв.
Каталог. – Горно-Алтайск, 2000. – 42 с
.





 

Решаем вместе
Проблемы в сфере экологии и природопользования? Защитим природу вместе

with countdown, watch the official models: 102324 DP41BSVSD. Bvglari diving fake watches UK. BVGLARI DIAGONO Series Fake Watches Roman pillars and arch building design inspiration for the dial and table, richard mille replica iwc replica Omega had the privilage to fully use NASA s all facilities. Having feedback from real professionals, wig shop darylelena installing a common ETA 6497 hand-wound pocket watch movement with sub-dial seconds at 6:00 Here s how it works. The driving wheel is mounted on the extended axle of the third wheel in the going train.