ГлавнаяДревняя история

Древняя история

  • 7072 Просмотров

Залы № 207–213 «Древняя история Горного Алтая».

     Горный Алтай, расположенный в пределах Центральной Азии, на границе гор и пояса великих степей, путях переселений многих древних народов является одним из богатейших регионов России по количеству и концентрации археологических памятников всех эпох от каменного века до позднего средневековья. Здесь сосредоточены тысячи памятников культуры: многочисленные стоянки, поселения древних людей, каменные стелы, курганы-захоронения с ледяными линзами, изваяниями, где так много камней и скал, оживленных выбитыми и резными рисунками, руническими надписями в Елангаше, Карагеме, Куюсе, Калбак-Таше, Бичикту-Боме, Куйлу и т.д. Среди них выделяется выполненная красной краской Турочакская писаница и полихромные росписи Каракольской гробницы эпохи бронзы.
     На весь мир известны знаменитые пазырыкские древности алтайских скифов эпохи раннего железа «стерегущие золото грифы», как названы они в «Истории» Геродота и т.д.

     Экспозиции размещены в семи залах, хронологически они разделены на следующие разделы:

– Каменный век (Палеолит. Неолит. Энеолит) (зал № 207),

- Бронзовый век (зал № 208),

– Ранний железный век. Скифское время (зал № 209, 210),

– Ранний железный век. Гунно-сарматское время (зал № 211),

– Древнетюркская эпоха. Средневековье (залы №№ 212, 213).

     Здесь экспонируются археологические коллекции, отдельные яркие экспонаты, а также в некоторых случаях новоделы, отражающие все возможные стороны хозяйственной, общественной и культурной жизни древних народов Горного Алтая в различные исторические и хронологические периоды.

Зал № 207 «Каменный век (Палеолит. Неолит. Энеолит)».

Палеолит.

     Археологические открытия, сделанные на территории Республики Алтай свидетельствуют о том, что предки человека современного типа жили в Горном Алтае много сотен тысяч лет назад. Самой древней стоянкой древних людей на территории России признана Улалинка, которая находится в черте города Горно-Алтайска. При раскопках, проводимых на Улалинской стоянке с 1961 по 1970-е гг. найдены примитивные каменные орудия труда, сделанные из заготовок, полученных огневой техникой (нагреванием и резким охлаждением камня). Найденные материалы датируют в пределах нижнего палеолита – от 1,5 млн. до 150 тыс. лет. Датировка первоначального заселения человеком Горного Алтая носит дискуссионный характер.
     В начале 2000 гг. на территории Усть-Канского района новосибирскими учеными была раскопана многослойная стоянка Карам, где также были найдены примитивные орудия труда. Датируется стоянка в пределах от 1 млн. до 800 тыс. лет.
     Раскопки стоянок Улалинки и Карама позволили пересмотреть время заселения первобытными людьми Сибири, т.к. до этого времени датировка самых древних памятников Мальта и Буреть укладывалась в пределах 20–25 тыс. лет.
     К более поздним периодам каменного века относятся обширные материалы из раскопок пещерных стоянок: Усть-Канская, Денисова, имени Окладникова, Каминная, Страшная, а также стоянок открытого типа: Кара-Бом, Кара-Тенеш, Усть-Сема, Усть-Куюм и т.д. Наиболее известными из перечисленных пещер являются Усть-Канская и Денисова пещеры, где найдены огромное количество предметов каменной индустрии: нуклеусы, остроконечники, скребла и т.д. Самой яркой находкой среди каменных орудий в Денисовой пещере являются зубы, фрагменты ключицы лучевой кости древнего человека, возраст которых, датированный радиоуглеродным методом составляет 42 тыс. лет. Это останки наиболее древнего человека найденного в России до настоящего времени. Исходя из этого, сделаны выводы, что Алтай тесно связан со всеми древнейшими этапами эволюции человечества от палеоантропов к современному типу.
     Палеолит Горного Алтая в экспозиции представлен характерными для данной эпохи предметами – галечными рубящими орудиями, скребками и прочими инструментами. Особое внимание привлекает красочная диорама в центральной части зала, в виде освоенной человеком пещеры. Она изображает небольшой сюжет из жизни людей каменного века. Палеолитические животные горного региона представлены костными останками мамонтов, бизонов и других животных мамонтовой фауны.

Неолит.

     Следующим периодом, представленным экспозиционном зале № 207, является эпоха неолита – V–IV тыс. до н.э. В этот период происходит изменение природной среды, исчезает ледниковая фауна. Ввиду этого трансформируется и жизнь человека – палеолитический период истории человечества заканчивается. Меняется техника обработки камня, появляются более совершенные и производительные орудия труда. С появлением лука и стрел индивидуальная охота становится господствующей.
     В экспозиции наиболее привлекательными для просмотра являются предметы каменной микроиндустрии, а именно тончайшей работы каменные наконечники стрел, микропластины для составных ножей, скрёбла и пр. Наглядно использование таких орудий мы можем наблюдать на графических реконструкциях, размещённых внутри витрин.

Энеолит.

     К концу IV тыс. до н.э. люди вступают в новую эпоху. Она получила название медно-каменного века или энеолита. В это время на территории региона появляются носители так называемой афанасьевской культуры – первые сибирские скотоводы. Учёным известны как погребальные, так и поселенческие памятники этой культуры. У афанасьевцев хорошо было развито скотоводство (о чём говорят остеологические материалы поселений), керамическое производство (широко были распространены сосуды необычной формы – остродонные и круглодонные), техника обработки камня, металлургия (изделия из меди, а позже из бронзы).
     Раньше считалось, что афанасьевская культура сформировалась на территории Южной Сибири пришлыми племенами из западных районов. Предполагали, что эти племена принесли сюда новые формы хозяйства: скотоводство и земледелие. Однако материалы, полученные в ходе раскопок и исследований, позволяют по-другому рассматривать вопрос о ее происхождении.
     Теперь родиной афанасьевской культуры называют территорию Южной Сибири и Центральной Азии. Ученые предполагают, что именно Алтай являлся ранним очагом формирования энеолитической культуры, вышедшей из местного неолита. При этом следует отметить, что все носители афанасьевской культуры принадлежали к европеоидному типу.
     В витринах можно увидеть афанасьевские керамические сосуды, покрытые ёлочным орнаментом, массивные керамические курильницы и миниатюрные «косметические» сосудики. Вниманию посетителей представлены массивные каменные топоры, гладко шлифованные и снабжённые сверлёным отверстием для насада на рукоять. Крупные каменные песты, некоторые из которых сохранили на себе остатки древней красной краски – охры, также представлены в витринах.

Зал № 208 «Бронзовый век».

     Бронзовым веком (III–II тыс. до н.э.) принято считать период человеческой истории, характеризующейся ведущей ролью изделий из бронзы, что было связано с улучшением обработки таких металлов, как медь и олово, получаемых из рудных месторождений, и последующим получением из них бронзы.
     В настоящее время на территории Горного Алтая открыто более 80 памятников эпохи бронзы. Одной из ранних культур бронзового века можно назвать каракольскую культуру. Немногочисленные пока курганы этой археологической культуры дали очень яркий, необычный материал. В ряде погребений, которые были совершены в каменных ящиках, стенки плит были покрыты различными рисунками, выполненными гравировкой, выбивкой, краской.
     Период развитой бронзы в Горном Алтае представлен большим количеством случайных находок бронзовых изделий – ножей, кинжалов, топоров, кельтов, наконечников стрел и копий. К развитой бронзе региона относятся немногочисленные поселения и находки в культурных горизонтах пещерных памятниках.
     Период поздней бронзы в регионе известен по отдельным материалам из Денисовской пещеры. Исследовано крупное жилище и около жилищное пространство на поселении Майма XII.
     В настенных витринах представлены наиболее яркие экспонаты, изготовленные из бронзы – ножи, кельты, топоры, наконечники стрел и копий. Также представлены предметы, связанные с бронзолитейным производством. На подиумах располагаются каменные плиты с древними петроглифами из погребений каракольской культуры.
     В экспозиции зала «Горный Алтай в эпоху бронзы» посетитель сможет увидеть красочную диораму, изображающую посёлок эпохи бронзы.

Залы № 209–210 «Ранний железный век. Скифское время».

     В I тыс. до н.э. начинается период раннего железа, связанного с существованием культуры скифского типа. Это наиболее изученный период в древней истории Горного Алтая и представлена памятниками майэмирской и пазырыкской культур. Они известны на всей территории Республики Алтай – это знаменитые Пазырыкские, Башадарские, Шибинские, Уландрыкские, Укокские курганы скифских вождей, а также тысячи других. В курганах с мерзлотой были сделаны сенсационные открытия мирового масштаба: бальзамированные тела; предметы из дерева, кожи, войлока, ткани и. д. Композиции со сценами борьбы реальных и фантастических животных на коврах, тканях, предметах являются теперь своеобразными знаковыми символами, олицетворяющими культурное наследие Алтая. Изделия, созданные в скифо-сибирском зверином стиле, экспонируются в Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург).
     Для культур характерно присутствие в погребениях так называемой «скифской триады» – предметов вооружения (наконечники стрел, кинжалы – акинаки, чеканы), уздечного набора и украшений (зеркала, гривны и пр.).
     Экспозиция, посвящённая этой эпохе, расположена в двух залах. В витринах представлены материалы и экспонаты поселенческих и погребальных комплексов, отражающих разнообразные стороны материальной и духовной культуры древних жителей Горного Алтая в VII–II вв. до н.э.: орудия труда, предметы быта, оружие, лошадиная сбруя, детали одежды, украшения, культовые изделия и другие категории предметов, изготовленные из железа, бронзы, других цветных металлов, рога, кости, камня, глины, дерева, войлока кожи, тканей и др.
     В экспозиции размещаются карты-схемы расположения археологических культур скифского времени, прорисовки и фотографии археологических объектов, процесса их исследований.
     Вниманию посетителя представлены две диорамы: погребение пазырыкской культуры с сопроводительным захоронением лошади и воин в полном облачении.

Зал № 211 «Ранний железный век. Гунно-сарматское время».

     В III в. до н.э. на степных просторах Центральной Азии складывается мощное хуннское государство, во главе которого стоял правитель именовавший себя Шаньюем. В 209 г. до н.э. власть захватил Модэ, превративший хунну в степную державу. Их войско разгромило многие народы Центральной Азии, Саяно-Алтая (возможно пазырыкцев) и стало гегемоном в степях Центральной Азии. Распад хуннской державы в силу междоусобиц начался в I в. до н.э. В это же время, в европейской части России происходили события, связанные с активизацией сарматов. Именно поэтому в археологии существует термин гунно-сарматское время, охватывающее период со II в. до н.э. по V в. н.э. и грандиозные события мировой истории не могли не коснуться и Горного Алтая. Начиная со II в. до н.э. здесь происходит довольно резкая смена археологических культур. Пазырыкская культура трансформируется в другую археологическую культуру – булан-кобинскую.
     Изменился погребальный обряд (неглубокие могильные ямы, трупоположение), состав погребального инвентаря (примитивные бронзовые украшения и посуда). Особенно это проявляется в комплексе вооружения. Появляются усиленные костяными накладками луки, железные наконечники стрел, доспех.
     В экспозиционном зале, посвящённом этой эпохе, можно увидеть диораму «Погребение булан-кобинской культуры», характеризующую погребальный обряд и сопровождающий инвентарь умершего человека. В тематических витринах представлены предметы вооружения, нательные украшения, предметы и детали костюма, изделия ремесленных производств.

Залы № 212–213 «Древнетюркская эпоха. Средневековье».

     Средневековье – это богатая событиями огромного исторического масштаба эпоха. Этот период связан с историей средневековых государств – каганатов: Первого и Второго Тюркского, Уйгурского, Кыргызского.
     Тюрки были отменными плавильщиками, рудознатцами и искусными мастерами. Памятники железоделательного производства в Горном Алтае хорошо известны (печи, шлаки, кричное железо очень высокого качества). Продукция шла на собственные хозяйственные нужды и была очень важной статьей экспорта. Главным и основным занятием было скотоводство, но и земледелие тоже занимало немаловажную роль (суваки, находки жерновов, зернотерок). Весьма заметное место в жизни тюрков играла охота, торговля, хотя Алтай находился вдали от Великого Шелкового пути. Неслучайны довольно частые находки импорта (шелковые ткани, зеркала, монеты и прочие изделия).
     Политическая история средневековых государств Центральной Азии насыщена различными событиями, которые хорошо освещены в китайских хрониках и других источниках (арабские, византийские).
     Во главе государства стоял каган с наследственной властью, имевший управителей из племенной знати, которые владели наследственными уделами. Эти обширные государства существовали в основном благодаря сильной регулярной армии, основу которой составляла тяжелая кавалерия.
     Огромным достижением тюркской культуры было изобретение письменности. Памятники рунического письма известны в Хакассии, Туве, Монголии и Горном Алтае. Надписи наносились на скалах, стелах, бытовых предметах. В экспозиции представлены оригинальные тексты с переводами. Надписи являются ценнейшим источником по истории древних тюрок.
     На стенах экспозиционных залов представлены росписи – коллажи сцен из политической, общественной, культурной и хозяйственной жизни тюрок, петроглифы, коллажи горных ландшафтов.
     Изготовлены реконструкции: изваяния с оградкой (на фоне высокогорного ландшафта Алтая); знатного воина в одежде древнетюркского времени в полном боевом снаряжении; элемент скалы с рунической надписью и древнетюркскими петроглифами в технике граффити.

Экспозиционер: ст. научный сотрудник отдела фондов Киреев С. М.

Дизайн экспозиций: Эдоков А. В., Ельников В. П.

: